Первая онкологическая
больница Москвы
+7 (499) 261-30-42
Запись на приём
+7 (495) 536-94-09
Справочная
+7 (985) 664-33-62
Платные услуги Загородное ш.
+7 (910) 440-27-40
Платные услуги ул. Дурова
Первая онкологическая
больница Москвы
Главная » О больнице » Пресс-центр » Новости » Врачи Первой онкологической больницы города Москвы продолжают отвечать на самые популярные вопросы про рак

Врачи Первой онкологической больницы города Москвы продолжают отвечать на самые популярные вопросы про рак

Врачи Первой онкологической больницы города Москвы продолжают отвечать на самые популярные вопросы про рак

Вопрос №1. Рак – это возрастное заболевание?

– И да, и нет. Действительно, по статистике чаще всего онкологические заболевания возникают у пожилых. Тем не менее, раком болеют люди всех возрастов, и даже дети. Причем, в последнее время все появляется тенденция к «омоложению заболевания». И важно, что у молодых пациентов онкологические заболевания протекают наиболее агрессивно. Поэтому начинать задумываться о профилактике рака следует как можно раньше.

Вопрос №2. Любая опухоль – это рак?

– Далеко не все опухоли являются злокачественными, и даже более того, доброкачественные образования встречаются гораздо чаще. Тем не менее, при обнаружении любого новообразования в организме – необходимо обследоваться, чтобы достоверно исключить рак. Вообще онкологи редко произносят слово «опухоль», обычно употребляют два разных термина: «образование» и «новообразование». Под образованием подразумеваются какие-то длительно существующие в организме разрастания (они могут локализоваться в коже, кишечнике, легких, других органах), которые растут медленно или долгое время существуют без динамики. Чаще всего, эти опухоли доброкачественные. Новообразованиями называют те опухоли, которые появились в организме недавно. Чаще всего, около одного-двух лет назад, реже – около 3-5 лет. Такие опухоли имеют тенденцию к увеличению и дальнейшему разрушению окружающих тканей. Они чаще всего и являются злокачественными.

Лечение доброкачественных опухолей – гораздо более простое и менее инвазивное, чем лечение злокачественных новообразований, и прогноз у них – гораздо более благоприятный.

Вопрос №3. Если у больного развились метастазы, это конец. Шансов вылечиться нет?

– Однозначно согласиться с этим утверждением, как и опровергнуть его, нельзя. Метастазы бывают разными: отдаленными (которые появляются в других органах) и регионарными (когда опухолевые клетки мигрируют в ближайшие лимфоузлы). При метастазировании в отдаленные органы чаще всего поражаются легкие, печень и головной мозг. Когда речь идет о генерализованном поражении, то есть, когда в опухолевый процесс включены несколько органов или систем, то в таком случае шансы полностью излечиться будут совсем невысоки. И все усилия врачей в этом случае будут направлены главным образом лишь на продление жизни пациента и максимальное сохранение ее качества.

Но с другой стороны, нельзя сказать и то, что появление метастазов – это конец. Ведь результаты лечения метастатической болезни зависят от множества причин. Например, от распространенности опухоли в организме, от первоисточника (характеристик самой первичной опухоли), а также от чувствительности клеток опухоли к проводимому лечению (прежде всего, к химиотерапии). И, наконец, результаты лечения во многом зависят от исходного состояния здоровья пациента, от того, например, есть ли возможность проведения у него хирургического лечения, которое является основным методом лечения метастатической болезни.

Вопрос №4. Химиотерапия убивает не только опухолевые клетки, но и весь организм?

– Этот стереотип, за многие годы выработавшийся у части населения, не имеет под собой правдивой основы. Химиотерапия – это традиционный метод системного лечения рака, обладающий доказанной эффективностью. Причем, в подавляющем числе случаев это лечение сегодня переносится пациентами достаточно удовлетворительно. Несмотря на то, что, конечно, существует целый спектр токсических проявлений, связанных с введением в организм лекарств, убивающих клетки опухоли, современная медицина обладает достаточными возможностями, чтобы снижать или даже нивелировать большинство из побочных эффектов. При этом эффективность лечения не снижается.

Тем не менее, миф о фатальном вреде «химии» очень живуч и стоек, и до сих пор он наносит огромный вред, поскольку вынуждает часть пациентов, которые верят в страшные сказки о химиотерапии, лечиться непроверенными средствами. И, как правило, это заблуждение приводит таких больных к непоправимым последствиям.

Вопрос №5. Без химиотерапии лечение рака не обходится никогда?

– Обходится, и не так уже редко. Необходимость лекарственного лечения рака определяется двумя факторами – распространенностью опухолевого процесса и гистологической формой опухоли (то есть, ее характеристикой). Если опухоль не агрессивная и выявлена на ранней стадии, то есть, она небольшого размера и четко локализована (не имеет метастазов), то без химиотерапии можно обойтись. Однако решение, применять или нет этот вид лечения, должны принимать только врачи. Пациентам и их родственникам важно четко понимать, что никаких альтернативных методик у химиотерапии нет. И если есть конкретные показания для применения такого вида лечения (а они строго регламентированы), то других вариантов быть не может. Но просто так, на всякий случай химиотерапия не назначается.

Что касается извечного вопроса, что эффективнее: операция, химиотерапия или лучевая терапия, на него проще всего ответить, используя бытовую ассоциацию. Что лучше: ехать на авто, плыть на корабле или лететь самолетом? Конечно, так сразу не ответишь: все зависит от того, куда именно нужно добраться. Так и выбор метода лечения зависит от цели, которой надо достичь. Иногда достаточно только операции, но чаще требуется сочетание двух и более методов.

Вопрос №6. Если рак – наследственный, уберечься от него нельзя. «Что на роду написано – то и будет»?

– Это вовсе не так. Хотя, действительно, примерно 5-10% всех впервые выявленных злокачественных новообразований ассоциированы с наследственными факторами. Генетику не стоит сбрасывать со счетов, но и переоценивать ее влияние на развитие рака было бы неправильно – ведь все-таки большинство видов онкологических заболеваний происходят спорадически – то есть, без какой-то одной явной причины.

Тем не менее, людям, чьи близкие родственники имели онкологическое заболевание (особенно, если заболевание у них было выявлено в молодом возрасте), следует понимать, что они – в группе риска, и им надо более внимательно относиться к своему здоровью. Поэтому основные скрининговые программы направлены именно на людей из группы высокого риска. Среди наследственных видов рака чаще всего выделяются: рак молочной и щитовидной железы, рак легкого, колоректальный рак, рак желудка и поджелудочной железы.

Вопрос №7. Если пациент достиг 5-летней ремиссии, он может про свою болезнь забыть и больше не обследоваться?

– При достижении 5-летнего периода ремиссии риск возврата болезни существенно уменьшается, но не исчезает совсем. Поэтому, если пациент хочет нивелировать риск прогрессирования заболевания, ему необходимо продолжать проходить назначенные врачом обследования. После 5-летенего рубежа это нужно делать раз в год в течение всей жизни.