Первая онкологическая
больница Москвы
+7 (499) 261-30-42
Запись на приём
+7 (495) 536-94-09
Справочная
+7 (985) 664-33-62
Платные услуги Загородное ш.
+7 (910) 440-27-40
Платные услуги ул. Дурова
Первая онкологическая
больница Москвы
Главная » О больнице » Пресс-центр » Новости » Современные возможности лекарственного лечения онкологических заболеваний

Современные возможности лекарственного лечения онкологических заболеваний

Современные возможности лекарственного лечения онкологических заболеваний

Химиотерапия — изобретение XX века, которое и сегодня является основой лечения рака. Если обнаружена злокачественная опухоль, ее назначают в большинстве случаев, и иногда только химиотерапии бывает достаточно, чтобы болезнь отступила.

Зачем нужно такое лечение, каким оно бывает и как помогает уничтожить то, что скрыто, рассказывает доктор медицинских наук Илья Покатаев, руководитель центра химиотерапии Первой онкологической больницы Москвы.

Что такое химиотерапия

Раньше и иногда сейчас химиотерапией называли любое лекарственное лечение онкологических заболеваний, но это устаревший и не совсем верный подход – сегодня рак лечат так же с помощью таргетной и иммунотерапии, а это совсем разные вещи. Химиотерапия — системное лечение, которое нужно для уничтожения опухолевых клеток. Сразу оговорюсь, что речь идет только о злокачественных опухолях – при доброкачественных она не эффективна и никогда не применяется.

У злокачественных образований есть особенность: они могут давать отсевы — метастазы. Если бы не этот факт, практически любую такую опухоль можно было бы легко вылечить хирургическим путем. Но она метастазирует, поэтому только операцией обойтись не удастся. Это главная проблема онкологии.

Ситуация осложняется тем, что мы никогда не знаем, куда опухоль будет метастазировать завтра — и куда уже успела вчера и сегодня. На компьютерной томографии мы видим только крупные метастазы, а это, к сожалению, вершина айсберга. Существуют еще и микрометастазы, которые невозможно выявить таким образом. В том числе для их уничтожения и применяется химиотерапия.

На что она влияет

Метастазы чаще всего имеют ту же биологию, что и первичная опухоль. Мне часто задают вопрос, будет ли химиотерапия действовать на то и другое. Ответ: да. Системная терапия потому так и называется, что влияет и на первичную опухоль, и на все метастазы, куда бы они ни распространялись.

У системной химиотерапии несколько задач. Первая — вылечить болезнь. Сегодня при многих опухолях можно добиться излечения, используя только системную терапию. В ряде случаев сделать это не удается и тогда цель химиотерапии – контролировать рост опухоли и ее метастазов. В некоторых ситуациях речь идет об облегчении состояния больного. Каждая из задач ставится врачом еще на этапе, когда лечение только планируется. Это, кстати, всегда длительный процесс – мы составляем план лечения на срок от 4 месяцев до нескольких лет.

Химиотерапия запрещена в том случае, если опухоль доброкачественная. Однако существуют пограничные образования. Как правило, это редкая ситуация – чаще всего мы видим пограничную опухоль яичника. Химиотерапия при пограничных опухолях также не проводится.

При назначении химиотерапии врачам очень важно убедиться, что они имеют дело именно со злокачественным образованием. Для этого проводится биопсия – без нее начинать лечение нельзя! Есть только три исключения из этого правила — рак яичка, рак печени или хорионкарцинома матки. В этих случаях мы можем действовать на основании данных об онкомаркерах или результатов МРТ и КТ.

В какой момент нужна химиотерапия

Конечно, системная терапия назначается не всегда. Мы используем ее при определенных стадиях болезни и характеристиках опухоли. Химиотерапия показана, только в том случае, если мы знаем, что она работает – лишь если ее эффективность в конкретной ситуации доказана.

Существует три основных варианта химиотерапии – неоадьювантная, адьювантная и самостоятельная.

Неоадьювантная – она же предоперационная. Такое лечение проводится до радикальной операции и нужно не только чтобы операция вообще стала возможна. Неоадьювантная химиотерапия позволяет увеличить шансы, что в ходе операции будет удалена вся опухоль и не останется злокачественных клеток. Кроме того, она нужна, чтобы воздействовать на микрометастазы. Если мы обследовали пациента и не нашли у него метастазов, мы все равно не можем быть уверенными, что их нет на микроскопическом уровне. А еще предоперационная химиотерапия позволяет определить чувствительность опухоли к конкретному виду лечения. После него, удалив и изучив образование, мы можем понять, реагирует ли оно на лечение и можно ли продолжать, или не отвечает и терапию придется менять.

Адьювантной называется химиотерапия, которая назначается уже после проведения операции. Ее задача — уничтожить все опухолевые клетки, которые еще могли остаться в организме. Как бы качественно ни была удалена опухоль, такое все равно возможно.

Самостоятельная химиотерапия назначается, когда операция не нужна или невозможна. Такое лечение используется, как правило, для контроля роста опухолевых клеток и метастазов, а иногда и для полного удаления опухоли, если это возможно. Онкологи делят самостоятельную химиотерапию на линии: первая — это та, что назначается впервые по поводу заболевания, при рецидиве — вторая, если рецидив второй — третья и так далее.

Чаще всего мы используем внутривенную химиотерапию. Но бывают и таблетированные варианты лечения. Не стоит думать, что они менее эффективны – наоборот, во всем мире идет борьба за то, чтобы препарат, который раньше вводился внутривенно, с таким же успехом применялся в таблетках. Это удобнее, хотя не всегда удается.

Но бывает и регионарная химиотерапия. Когда препарат вводится целенаправленно в орган, если мы знаем, что болезнь распространяется именно там. Конечно, если препарат вводится избирательно в какую-то область, в других он не будет иметь такой же противоопухолевой активности. Когда известно, что за пределами этой области есть метастазы, такой вариант терапии использовать нельзя. Мы лечим не заболевание, не отдельные органы, а пациента.

Можно ли проходить химиотерапию при COVID-19

В нынешней ситуации нужно сказать немного и COVID-19. При инфицировании коронавирусной инфекцией химиотерапия запрещена. Если у пациента ПЦР-тест положительный, выявлены повышенные иммуноглобулины класса М или диагностирована пневмония, мы не проводим такое лечение. При этом пациенты с бессимптомным течением COVID-19 могут продолжать принимать таргетную или гормональную терапию, находясь дома на самоизоляции, – по согласованию с врачом такое возможно. Но это не касается химиотерапии.