С наступлением солнечных дней многие из нас стремятся как можно скорее заполучить красивый бронзовый оттенок кожи. А некоторые загара ради готовы «жариться» на солнце до состояния головешки.
Какими последствиями грозит такое непродуманное поведение? Как снизить вероятность столкновения с такими серьезными заболеваниями, как опухоли кожи и меланома? Какие меры предосторожности необходимо соблюдать с началом летнего сезона? Как отличить доброкачественное новообразование от злокачественных опухолей кожи? Какие методы ранней диагностики и лечения есть в современной медицине? Об этом рассказывает доктор медицинских наук Дмитрий Владимирович Кудрявцев, заведующий отделением хирургии опухолей кожи Городской клинической онкологической больницы №1 города Москвы, врач-онколог, хирург.
Солнце: друг или враг?
Солнце дарит нам жизнь. Оно несет свет и тепло, под его воздействием в коже синтезируется необходимый нам витамин D, который, по данным последних исследований, влияет на многие аспекты здоровья и, в том числе, обладает онкопротективным свойством. Под воздействием солнечных лучей в организме человека вырабатываются вещества, которые улучшают наше настроение.
С другой стороны, солнце может эту жизнь отобрать. Поскольку его переизбыток чреват развитием проблем со здоровьем. Одни из них неопасны. Например, такие заболевания, спровоцированные чрезмерным ультрафиолетовым облучением, как базально-клеточный и плоскоклеточный рак кожи – наиболее частые опухоли, причиной которых может быть солнце, в большинстве случаев излечимы и, после лечения, могут напоминать только косметическими дефектами большей или меньшей степени. Это неприятно (80% базалиом локализованы на лице), но, в большинстве случаев, не смертельно.
Однако есть и другая группа более грозных заболеваний: меланома, рак Меркеля, дерматофибросаркома. Особую обеспокоенность сегодня вызывает рост заболеваемости меланомой. Развивается она стремительно и чаще всего выявляется уже на поздней стадии, когда лечение, включающее, помимо хирургии, самые современные лекарственные средства, может оказаться неэффективным. Поэтому смертность при этой злокачественной опухоли кожи высокая, а сочетание молодого возраста, агрессивности течения и устойчивости к лекарственному лечению – приводит к статистическому эффекту самого большого числа «недожитых лет» среди всех опухолей взрослых.
Кроме опухолей, есть еще множество неприятных изменений, происходящих с кожей под действием УФ-излучения — она утолщается, высушиваются, снижается ее эластичность, пигментация становится неравномерной, а отдельные участки кожи остаются пигментированными и в зимнее время, то есть развиваются процессы фотостарения кожи. Все это тоже приносит дискомфорт и нарушает качество жизни.
Фототипы кожи и группы риска
Мы — представители белой расы, однако так было не всегда. Согласно исследованиям генетической истории человека, Европа, нашими предками – кроманьонцами, была заселена около 30-40 тысяч лет назад. Они пришли через ближний восток из Африки, при этом, вытеснив живших здесь неандертальцев. За многие тысячелетия проживания в северных широтах, мы потеряли изначально более темную окраску кожи, заплатив за это потерей способности к защите от солнечной нагрузки южных широт. Белая кожа – реакция приспособления жителя северных широт, позволяющая вырабатывать достаточное количество витамина D, чтобы мы не погибали от рахита.
Так что загар, которым мы привыкли хвалиться после отпуска — это рудимент, оставшийся на память от темной кожи. Такой же, как копчик, оставшийся у нас на месте хвоста. Увы — загар, как рудимент, лишь незначительно защищает кожу от ультрафиолетового излучения, кванты которого обладают более высокой энергией, чем видимый свет и способны, в отличие от последнего разрушать химические связи. В несложных химических соединениях мы можем видеть этот эффект в виде выцветания краски на солнце или разрушении многих видов пластмассы. У человека ультрафиолет может повреждать молекулы в коже, в частности – деградацию коллагена, но более опасно для нас – повреждение, молекул ДНК, что ведет к формированию мутаций и развитию заболеваний, связанных с этим явлением.
Однако остаточная рудиментарная активность пигментной защиты среди белой расы неоднородна. В целом, по степени пигментации, выделяют шесть фототипов кожи. Крайние из них, это первый: белая кожа, светлые волосы, голубые глаза. Загорать им сложно, их кожа сразу же краснеет на солнце они легко обгорают, пигментация практически не образуется. С другой стороны – шестой фототип — черная кожа, темные волосы и темные глаза. Это жители Центральной Африки, с высокой степенью защиты от ультрафиолета. Остальные фототипы распределяются между этими двумя.
В нашей полосе распространены в основном первый, второй и третий фототипы. Второй фототип – люди с русыми волосами, серыми, зелеными или голубыми глазами. Они часто получают солнечные ожоги, загар у них долго не держится, кожа быстро облезает. Третий чаще встречается среди кавказских народов. У арабов — четвертый фототип.
Чем меньше ваш фототип, тем выше у вас вероятность развития солнечных ожогов и злокачественных заболеваний кожи. Наиболее уязвимы перед ними люди с первым и вторым фототипом, а также обладатели большого количества родинок на коже.
Как правильно загорать
Практически любое заболевание можно предупредить с помощью профилактики.
Каковы основные способы профилактики солнечных повреждений кожи? Конечно, в идеале нужно максимально беречься во время пребывания на солнце. Пляжный отдых противопоказан людям с первым фототипом и весьма ограничен для второго.
Однако, если вы твердо намерены принимать солнечные ванны, делайте это с умом. Помните, что после зимы мы особенно уязвимы перед действием УФ-излучения. Первые лучи солнца появляются в наших широтах в условиях, когда в атмосфере еще нет пыли, частично рассеивающей излучения солнца, поэтому воздействие солнечного излучения в начале лета особенно высоко. А меланоцитарной (пигментобразующей) системе организма нужно не менее двух недель «тренировок» с момента первого воздействия солнца на кожу до первого полноценного загара, способного уже «прикрыть» кожу от ультрафиолета. За это время активируются меланоциты и успеют выработать максимально возможное количество пигмента меланина, который поглощает энергию квантов ультрафиолета, постепенно медленно разрушаясь при этом. Золотистый южный загар – это цвет выгоревшего меланина. Лишь через две недели кратковременных встреч с солнцем можно постепенно увеличивать нагрузки, потому что риски «сгореть» уменьшатся.
Однако, как правило, наш отпуск как раз и длится две недели. В этом случае можно дать совет из разряда – «из двух зол мы выбираем меньшее». Что бы подготовить кожу к южному солнцу и спасти ее от ожогов, перед отпуском в течение одной, а лучше двух недель имеет смысл посещать солярий. Увеличивайте сеансы от 1 минуты через день до 7-8 минут, в зависимости от мощности ламп: так вы добьетесь появления защитного пигментного слоя в коже и сможете загорать с наименьшими рисками.
Обязательно используйте солнцезащитные кремы. Есть рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по выбору солнцезащитного крема в зависимости от типа кожи. ВОЗ рекомендует использовать средства с SPF не меньше 15. Жителям наших широт нужно начинать с 30, а лучше — с 50, чтобы получить хорошую защиту от повреждающих действий ультрафиолета.
Одевайтесь правильно: что лучше — шляпа или бейсболка?
Одежда в жаркие дни тоже должна выполнять защитную функцию. Например, посмотрите на арабов: за столетия жизни в жарких странах у них выработался вполне узнаваемый стиль в одежде: она полностью защищает открытые участки кожи. Длинные рукава, закрытое лицо, закрытые ноги. Лицо закрывать, конечно, не обязательно. Но защитить его можно, надев шляпу с широкими полями. Бейсболка оставляет открытыми уши, которые очень легко обгорают. Глаза нужно защищать с помощью темных очков. Ведь голубые глаза — такой же риск, как и светлая кожа, роговица не защищена. Очки выбирайте с поляризующими фильтрами.
Кстати, в Австралии где живет немало ирландцев с первым фототипом кожи, которые в свое время сюда мигрировали – очень страдают от солнца, и заболеваемость базальноклеточным раком кожи у них встречается так же часто, как у нас насморк. Кроме того, среди них очень высокая, выше нашей в десятки раз, заболеваемость меланомой. Поэтому многие годы в стране пропагандируют закрытую одежду, обувь и широкополые шляпы. Эти меры позволили немного снизить заболеваемость меланомой в Австралии.
Если на коже появилось образование
Любые образования на коже требуют внимания. Если с каким-то из них в течение нескольких месяцев происходят изменения (увеличение размеров, изменение цвета), это уже не норма: необходимо найти врача-дерматоонколога. Не занимайтесь самолечениям, не делайте никаких прижиганий чистотелом или йодом. Органические кислоты вызывают химическую коагуляцию кожи, но ее глубина может быть недостаточной без лечения. Только специалист может определить тактику наблюдения или лечения. Помните, что меланома, выявленная на ранней стадии, угрожает жизни в несравненно меньшей степени, чем при развитых ее формах.
Сегодня у специалистов есть неплохое количество методов, позволяющих дифференцировать образования даже без цитологических методов исследования. Опытный врач уже по виду образования нередко может поставить диагноз и даже определить его прогноз. В частности, широко используется неинвазивный метод диагностики дерматоскопия — осмотр образования прибором, излучающим специальный свет, преодолевающий отражающие свойства верхнего рогового слоя, что позволяет лучше увидеть структуру образования, а также с высокой вероятностью диагностировать его принадлежность.
Правильный диагноз определяет прогноз и позволяет точно выбрать методы профилактики и лечения, способные его улучшить. Но для этого лучше обратиться к специалисту, который ежедневно занимается этой проблемой.
Методик лечения сегодня тоже немало. Это и фотодинамическая терапия, и криодеструкция. Однако, несмотря на развитие малоинвазивных технологий, хирургические методы и сегодня дают наилучшие результаты в лечении. Главное — вовремя обратиться к специалисту!
Photo credit: play.howstuffworks.com