Рак щитовидной железы составляет всего 1% от всех злокачественных новообразований, тем не менее, является самым частым видом эндокринных опухолей. Как и в случае с другими онкологическими заболеваниями, его важно обнаружить как можно раньше.
О том, какие разновидности рака щитовидной железы существуют и как диагностировать эти злокачественные образования, рассказывает врач-онколог, радиолог, специалист по лечению опухолей щитовидной железы Первой онкологической больницы города Москвы, д.м.н. Дмитрий Юрьевич Семин.
Щитовидная железа вырабатывает тиреоидные гормоны и участвует белковом, углеводном и жировом обменах, регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы и контролирует постоянство температуры тела. Без ее участия не обходится практически ни один жизненно важный процесс. Но, увы, как и все органы, она тоже может быть поражена опухолевым процессом. Риск повышают перенесенное в прошлом облучение и наличие РЩЖ у кровных родственников.
Как правило, очевидные симптомы (боль в области шеи, удушье) характерны для запущенных случаев. Преимущественно это заболевание течет бессимптомно, поэтому обычно выявляется случайно, во время профилактического осмотра или УЗИ. Иногда сам пациент нащупывает узел у себя на шее (хотя это может быть и доброкачественное образование). Но вообще пальпация щитовидной железы, с которой всегда начинается осмотр у эндокринолога, позволяет выявить не более 10% опухолей.
Изменений в анализах крови на гормоны чаще всего тоже не бывает, так как большинство РЩЖ – высокодифференцированные (то есть, клетки опухоли еще сохраняют функции нормальных клеток щитовидной железы). Поэтому у больных – нормальный гормональный фон и их ничего не беспокоит. Специфических маркеров РЩЖ не существует (за исключением медуллярного рака, о наличии которого можно судить по высокому уровню кальцитонина).
Главный метод выявления – УЗИ. Этот способ простой и быстрый, при этом доступный, точный, безопасный и абсолютно безвредный. Гораздо более дорогие и небезопасные методы (КТ МРТ, ПЭТ КТ, сцинтиграфия) не подходят для первичной диагностики, а используются лишь для оценки распространенности процесса.
Опытный врач УЗ-диагностики оценит форму и размер новообразования, предположит его природу, но уверенно сказать, доброкачественное оно или нет, не сможет. На это способна только тонкоигольная аспирационная биопсия (материал опухоли берется с помощью шприца с тонкой иглой под контролем УЗИ). Желательно накануне процедуры выспаться, плотно не есть, но и не быть голодным. При гипертонии можно принять обычную гипотензивную таблетку, а вот антикоагулянты, разжижающие кровь, лучше за несколько дней отменить. Если биопсия выпала на период менструации или ОРВИ, ее лучше на время отложить.
Полученный материал наносится на стекла, окрашивается специальным образом и отправляется в лабораторию. Если материал взят качественно и в нужном объеме, то его анализ поможет онкологу более точно определить диагноз и спланировать стратегию лечения.
Но даже если результат биопсии указывает на доброкачественное заболевание (узловой зоб, хронический тиреоидит), то врачу и пациенту расслабляться не стоит, ведь минимальный риск рака все-таки остается (от 0 до 3%), поэтому такого пациента надо продолжать наблюдать в динамике.
Если обнаруживается атипия неясного значения или фолликулярные изменения, то требуется повторная биопсия (в таких случаях риск рака уже вырастает до 5-15%). При выявлении фолликулярной опухоли или подозрении на нее обязательно требуется операция, потому что при таком анализе рак после вмешательства подтверждается в 15-30% случаев. Если же в заключении указано подозрение на злокачественную опухоль или выявлены раковые клетки, то операция неизбежна. В первом случае вероятность рака у пациента – 60-75%, а во втором – 97-99%.
Рак щитовидной железы (РЩЖ) бывает 4-х типов. Первые два из них – самые часто встречаемые и наиболее «благоприятные» по течению. Ведь они относятся к так называемым высоко дифференцированным опухолям, это значит, что их клетки еще не полностью утратили свойства нормальной ткани щитовидной железы (и даже могут продолжать продуцировать тиреоглобулин).
1. Папиллярный. Самый распространённый, на его долю приходится 70-80% всех РЩЖ. Часто развивается быстро, успевая поразить регионарные лимфоузлы шеи (у 30-40% пациентов на момент выявления болезни так и происходит). Причем, у 20% пациентов имеется не один узел, а множественные поражения, а у 15% больных опухоль уже выходит за пределы органа. Но при этом отдаленные метастазы при таком раке встречаются редко – не более, чем в 9%. Поэтому чаще всего при адекватном лечении прогноз благоприятен.
2. Фолликулярный. Бывает в 10-15% случаев. Он редко приводит к поражению регионарных лимфоузлов, но может довольно быстро метастазировать в другие органы (чаще в легкие и кости). Тем не менее, этот рак тоже относится к опухолям невысокой агрессивности, и также отличается хорошим прогнозом. Однако имеется сложность с диагностикой. Отличить злокачественную фолликулярную опухоль от доброкачественной до проведения операции невозможно. Это можно сделать только после гистологического исследования удаленной опухоли. У пациентов с такими опухолями после операции в 80% случаев диагностируются аденомы, а в 20% – рак. Поэтому диагноз фолликулярная опухоль – прямое показание к операции.
3. Медуллярный. Встречается в 7% случаев.Развивается из С-клеток щитовидной железы, которые продуцируют кальцитонин. Поэтому в отличие от всех других видов РЩЖ для диагностики этой опухоли имеет значение определение уровня кальцитонина в крови. Кроме того, у 25% больных такое заболевание имеет наследственную природу, и может сочетаться с другими эндокринными нарушениями. Поэтому всем пациентам необходимо проводить генетический анализ на мутацию в протоонкогене RET, чтобы исключить семейные случи заболевания. И если эта мутация обнаруживается, необходимо обследовать всех кровных родственников пациента.
4. Анапластический. Встречается редко (не более, чем у 2% пациентов, преимущественно, пожилых). Протекает агрессивно, так как является недифференцированныйм видом опухоли, на момент выявления у 90% уже имеются отделанные метастазы. Практически неизлечим, но благодаря современным методам таргетной и иммунотерапи можно продлить жизнь больных.
Современные способы лечения РЩЖ позволяют вылечиться 90% пациентов, поэтому крайне важно вовремя диагностировать это заболевание.