Первая онкологическая
больница Москвы
+7 (499) 261-30-42
Запись на приём
+7 (495) 536-94-09
Справочная
+7 (985) 664-33-62
Платные услуги Загородное ш.
+7 (910) 440-27-40
Платные услуги ул. Дурова
Первая онкологическая
больница Москвы
Главная » О больнице » Пресс-центр » Новости » Как лечат рак почки и что делать, если опухоль обнаружена в единственной почке?

Как лечат рак почки и что делать, если опухоль обнаружена в единственной почке?

Как лечат рак почки и что делать, если опухоль обнаружена в единственной почке?

Очень часто злокачественные опухоли почек обнаруживают в ходе обследования по другому поводу. В большинстве случаев такой рак — случайная находка, которая не должна пугать пациента. Кандидат медицинских наук Виталий Черняев, уролог Городской клинической онкологической больницы №1 г. Москвы рассказывает, почему не нужно бояться и как сегодня лечат опухоли почек.

Можно ли убрать опухоль, сохранив почку

Благодаря тому, что в клиническую практику сегодня широко внедрены инструментальные методы диагностики, на 1 и 2 стадиях заболевания диагностируются около 65 процентов случаев рака почки. В такой ситуации пациента можно вылечить и оптимальным методом лечения для данной категории является операция. Я так считаю не потому, что я хирург. Дело в том, что злокачественные опухоли почки недостаточно чувствительны к традиционной химиотерапии или лучевой терапии. И методом, который позволяет вылечить пациента, является хирургическое вмешательство.

В зависимости от размеров образования и его расположения мы имеем возможность удалить только опухоль, сохранив почку. Применяются самые разные виды хирургических вмешательств, в том числе миниинвазивные эндоскопические технологии — лапароскопическая резекция почки, может быть выполнено робот-асситированное вмешательство. Так же есть ряд миниинвазивных методов, основанных на применении тех или иных физических факторов — например, криодеструкция опухолей почек или радиочастотная термоабляция (РЧА). В первом случае речь идет об условном замораживании опухоли — разрушение клеток достигается путем максимально низких температур, в случае радиочастотной термоабляции – о нагревании, в результате чего происходит гибель опухолевых клеток.

Не всегда, но с помощью эндоскопических миниинвазивных технологий можно выполнить и нефрэктомию – удаление почки в том случае, если сохранить ее невозможно из-за размеров опухоли.

Как быть, если рак — в единственной почке

Как правило, к применению радиочастотной термоабляции или криодеструкции прибегают, когда пациенту по каким-то причинам невозможно выполнить хирургическое вмешательство. Это либо отказ пациента от операции, либо наличие противопоказаний к ней — например, одна почка была удалена или ее функция была утрачена. Риск хирургического вмешательства на единственной почке несет угрозу развития почечной недостаточности после операции. И в ряде случаев таким пациентам выполняются миниинвазивные вмешательства — РЧА или криодеструкция, которые позволяют разрушить опухоль без влияния на паренхиму, на оставшуюся часть почки.

Что делать, если оперировать нельзя

Противопоказанием к хирургическому вмешательству могут быть сопутствующие заболевания у пациента. В этом случае можно отложить операцию до того момента, пока угроза для его жизни не будет устранена. Например, если опухоль почки находят во время обследования или лечения острого инфаркта миокарда, нет необходимости срочно оперировать такого больного. В запасе, как правило, есть несколько месяцев для реабилитации после инфаркта или острого нарушения мозгового кровообращения, после чего можно выбрать правильную тактику лечения опухоли почки.

Обнаружены метастазы. Что дальше

Если у пациента с раком почки выявлены метастазы, является ли это приговором? Мы сегодня можем четко ответить: нет. В отличие от многих других злокачественных новообразований, отдаленные метастазы в этом случае не исключают возможности их хирургического удаления. Если представить, что у пациента есть образование в почке и при этом один метастатический очаг либо в верхней доле легкого, либо в костной структуре, ему может быть выполнено одномоментное хирургическое удаление как первичной опухоли, так и метастаза. В этом случае применение подобной агрессивной хирургической тактики оправдано, поскольку позволяет избавить пациента от всех опухолевых проявлений. После операции он не будет нуждаться в лекарственной терапии — будет проводиться лишь тщательное динамическое наблюдение для выявления прогрессирования или рецидива заболевания.

Если же ситуация такова, что метастатических очагов несколько, хирургическое удаление всех вряд ли будет целесообразно. Тогда мы прибегаем к лекарственному противоопухолевому лечению. Это может удивить, ведь мы уже говорили, что опухоли почки недостаточно чувствительны к химиотерапии. Для лекарственной терапии метастатического рака применяются другие классы препаратов — например, таргетная терапия, которая вошла в медицинскую практику около 10 лет назад, а так же иммунотерапия – это новый класс препаратов, в нашей стране он так же доступен. При применении такого лечения удается достичь впечатляющих результатов, которых мы еще 7-10 лет назад не видели в клинической практике.

От чего зависит прогноз

Стоит оговориться, что метастатическое заболевание почек — крайне гетерогенное: у одного пациента может быть поражено легкое, у другого печень и т.д. В зависимости от того, какие органы затронуты, сколько метастазов, как быстро они развились после удаления первичной опухоли или же появились вместе с ней, как в целом организм реагирует на наличие опухолевого заболевания, пациентов разделяют на несколько групп прогнозов – благоприятного прогноза, неблагоприятного и так называемого промежуточного или умеренного.

Для каждой из этих групп разработаны свои алгоритмы противоопухолевого лечения. Если мы говорим о пациентах благоприятного прогноза, стоит сказать, что при применении современных методов терапии даже при 4 стадии выживаемость в течение 5 лет составляет более 50 процентов. Это очень впечатляющие результаты.

И таргетная, и иммунотерапия доступны в нашей стране и в нашей больнице, как и комбинация этих групп препаратов, что считается сегодня наиболее перспективным лечением. В любом случае, к раку почки не стоит относиться как к приговору.